Трасологическая Экспертиза

25.09.2019 Выкл. Автор admin

 03.10.2018

Трасологическая Экспертиза

Последствия ДТП могут быть самыми разными начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение как для привлечения к ответственности так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.

Установление вины так же как и других обстоятельств ДТП должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов которым и посвящена данная статья. Экспертизы автомобиля после ДТП называются инженернотранспортными экспертизами и делятся на такие виды как

  • транспортнотрасологическая экспертиза
  • автотехническая экспертиза автомобиля
  • железнодорожнотранспортная экспертиза
  • экспертиза состояния дороги дорожных условий на месте ДТП.

Наиболее часто используются первые два вида экспертиз. Трасологическая экспертиза – это экспертиза целью которой является

  • идентификация автомобиля (типа модели) по следам оставленным на месте ДТП
  • установление взаимного расположения или расположения на проезжей части места столкновения автомобилей в момент контакта места наезда на препятствие или пешехода.
  • Данная экспертиза является особенно важной и даже необходимой если после ДТП виновник скрылся.


Судебнотрасологическая экспертиза поможет ответить на такие вопросы как

  • оставлены ли определенные следы колесами шинами конкретного автомобиля
  • к какой марке принадлежит автомобиль чьи следы обнаружены на месте ДТП
  • каким было взаимное расположение автомобилей или автомобиля и препятствия (пешехода) когда произошло столкновение и в каком месте оно произошло и так далее.

Поскольку данная экспертиза исследует следы обнаруженные на месте ДТП и повреждения транспортных средств проводить её можно только в случае если после ДТП сохранились объекты на которых есть такие следы или же следы были зафиксированы в материалах дела.

Эксперту предоставляются либо сами предметы на которых сохранились следы либо их слепки и масштабные фотоснимки а также протоколы осмотра места происшествия (при наличии — акт судебномедицинского исследования повреждений на теле потерпевшего). Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей расстояние которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени) наличие технических неисправностей и их связь с ДТП соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).

Так примерами вопросов которые могут быть поставлены эксперту являются следующие

  • имел ли автомобиль технические неисправности до ДТП которые могли стать его причиной
  • была ли у водителя возможность обнаружить неисправности или предотвратить ДТП при их наличии
  • каким образом неисправности повлияли на происшествие если повлияли
  • какой была скорость автомобиля с учетом повреждений которые он получил при столкновении или же следов оставленных на месте ДТП
  • какой была максимально допустимая скорость или безопасная дистанция между автомобилями (расстояние для безопасного обгона) в условиях дорожной обстановки которая имела место
  • как должен был действовать водитель в конкретных условиях чтобы его действия соответствовали техническим требованиям ПДД
  • имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение или наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения
  • были ли с технической точки зрения действия водителя в причинной связи с ДТП и т.д.

Особого внимания требует вопрос о причинноследственной связи между нарушениями ПДД и ДТП поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников то именно данный вопрос может стать решающим в том кто же из них является виновником. В уголовном деле на стадии досудебного расследования экспертиза может быть инициирована следователем прокурором или адвокатом. Потерпевшая сторона или же сторона защиты имеют право подать ходатайство о привлечении эксперта если следователь не делает этого по собственной инициативе. Естественно такое ходатайство должно быть обоснованным.

Также сторона защиты может обратиться к эксперту в частном порядке (то есть не через следователя).

Если следователь или прокурор отказывают в назначении экспертизы то сторона защиты обращается к следственному судье с ходатайством. В таком ходатайстве необходимо правильно изложить обстоятельства которыми обосновываются необходимость экспертизы и перечень вопросов которые необходимо поставить перед экспертом. Сторона защиты должна помимо прочего доказать невозможность самостоятельного привлечения эксперта.

При составлении ходатайства и формулировке вопросов необходимо обратить внимание на ряд тонкостей таких как

  • момент возникновения опасности для движения
  • данные о состоянии дорожного покрытия
  • и обстоятельства относительно действий участников события из которых должен исходить эксперт при проведении исследований.

Вместе с документом о назначении экспертизы эксперту предоставляются все материалы уголовного производства. В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела в котором проводилась экспертиза) экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.

При этом нужно учитывать что некоторые судьи критично относятся к экспертизам проведенным во внесудебном порядке. По опыту можем сказать что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП в деле об административном правонарушении и особенно в уголовном деле.

Вне зависимости от того насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств недооценивать роль экспертизы не стоит поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.

Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать

  • как заказать или инициировать проведение экспертизы как настоять на её проведении
  • какие материалы необходимо передать эксперту для проведения экспертизы
  • как правильно сформулировать вопросы с учётом конкретной ситуации
  • как правильно выбрать эксперта (если экспертиза проводится в частном порядке)
  • как действовать если второй участник ДТП также провёл экспертизу (можете не сомневаться что результаты такой экспертизы будут прямо противоположны вашей экспертизе).

Это лишь некоторые из вопросов с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение которых требует участие в деле опытного защитника.

В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы в отличие от гражданского процесса законодательством не предусмотрено.

Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам пассажирам.


Задайте свой вопрос автоюристу прямо сейчас!


Юридическая помощь автовладельцам